Человек смотрел в окно лазарета.
Там - серое, как цементный пол карцера, ледяное январское небо.
Закрыл глаза.
Вдруг небо совершенно изменило цвет, раздвинулось, наполнилось синей интенсивностью и откуда-то, из кабинета фельдшера, до потолка заполнил палату вибрирующим стоном саксофон.
Человек был рад, что все скоро кончится.
Официально он умер от "сердечной недостаточности", как говорится в свидетельстве о смерти.
В реальности же, потомок раба из Северной Каролины Ловетт Форт-Уайтман умер в Севвостлаге от того же, что умирали его предки на плантациях – от побоев и рабского труда. Только здесь был еще и невыносимый холод. И еще он умирал оттого, что за невыполненную норму и ответ, не понравившийся вертухаю, ему выбили все зубы, до единого. Он давно не мог жевать свою пайку, даже когда ему ее и давали.
В 1925 году Ловетта Форт-Уайтмана американский журнал "Тайм" назвал "самым красным из черных". Он жил в Далласе, Техас.
Был очень красив, почти два метра роста, образован, владел четырьмя языками, работал в Мексике, где помогал мексиканцам бороться с латифундистами, боролся за права чернокожих с 1915 года, обожал джаз, участвовал в движении "Гарлемский Ренессанс", играл Отелло в любительских спектаклях и отлично боксировал.
Склонный к драматизму, одевался в поддевку и русские сапоги, да так и ходил по Далласу "черным казаком", как его называли.
В 1919 году вступил в компартию США, активно организовывал ее съезды и конгрессы
Узнав о строительстве бесклассового, справедливого общества, свободного от расовой дискриминации – СССР, он выучил русский и уехал в Москву строить социализм, где стал видным деятелем Коминтерна.
Стал встречаться с хорошенькой русской журналисткой из Moscow Daily News, женился. Был счастлив. Писал восторженные письма на Родину.
Во время Великой Депрессии немало чернокожих иностранных специалистов нашли убежище и работу в СССР.
В 1933 году он почуял неладное. Кругом по доносам стали исчезать люди.
На него тоже вскоре поступил донос за "троцкистские взгляды" от другого чернокожего члена Коминтерна - Паттерсона.
Ловет понял, что СССР - западня, и стал пытаться вернуться в США.
И это тоже ему инкриминировали.
Впрочем, даже если бы он бежал в США и рассказывал бы так об этом коммунистам, его бы заклеймили и не поверили. Западные коммунисты боготворили СССР и Сталина и набрасывались на всякого, кто сомневался в величии происходившего в СССР.
Его арестовали в 1933-м году и сослали в лагеря Казахстана, где он работал учителем.
В 50-е ФБР решило узнать, жив ли гражданин США Форт-Уайтман и где может находиться. Было установлено, что в Казахстане его дело пересмотрели (причина неизвестна) и погнали дальше, в Норильск, в Севвостлаг, где он и умер в 1939 году возрасте 44 лет.
Источник информации, сам освободившийся в 1959 году, сообщил, что был с ним в одной бригаде, и что совершенно больного и истощенного Ловетта избивали за невыполнение нормы. Можно только догадываться, что так раздражало в нем вертухаев.
Да, в США его могли и линчевать.
А в СССР он умирал доходягой в обществе " свободном от эксплуатации человека человеком", где правил "великий освободитель угнетенного человечества - Сталин".
Возможно, перед смертью, к нему пришло какое-то осознание происходящего.
А, может быть, и нет.
Это и сегодня не все осознали.
! Орфография и стилистика автора сохранены