Была такая партия. В России. Называлась: СДПР — Социал-демократическая. Ценностная триада: "Свобода, Справедливость, Солидарность". Летом 1993-го двое активистов спорили, что важнее. Один продвигал солидаризм, вольные коллективы эсеровского духа: "Сплочённая самоуправляемая ватага — это солидарность по-русски". Другой ухмылялся: "Да оглянитесь вокруг! Какая тут солидарность? Нигде в мире нет такого бешеного индивидуализма, как в России, такой войны всех против всех. На это и надо ставить".
Ныне эту дискуссию подхватывает правительство РФ. Понятно, с отмашки Кремля. Очередная бочка мракобесия выкачена через "Стратегию реализации молодежной политики до 2030 года". Утверждающее распоряжение подписал Мишустин. Подчёркивается: по поручению Путина. "Национальные интересы России требуют мощного, экономически развитого государства, население которого будет сохранять и укреплять традиционные ценности… 92 процента молодёжи в возрасте 18–35 лет испытывают чувство гордости…"
Их государство — современная РФ лжи, войны и террора. Остаётся прибавить мощи. Как-то с этим так себе оказалось при первой серьёзной проверке. То ли дело в некрасовском описании: "Генерал на минуту приедет — смотришь: к вечеру в этот денёк десять новых горячечных бредит, а иной и умрёт под шумок". Вот мощное было государство, стоило возгордиться.
Их традиционные ценности — барско-холуйское человеконенавистничество. Опять-таки, ни один трактат не превзойдёт некрасовскую сатиру: "Я горячим рождён патриотом, я весьма терпеливо стою, если войско, несметное счётом, переходит дорогу мою. Ускользнут ли часы из кармана, до костей ли прохватит мороз под воинственный гром барабана, не жалею: я истинный росс!"
Но вот где особенность. Поклонение власти, тотальный сгон под чиновную олигархию именуется "солидарностью общества". Это не только бред малограмотных, хотя не без того.
Начать можно и с молодёжной тематики. Номенклатурная повторяемость поразительна до анекдотичности. На легендарном Первом Съезде 1989 года выступал экс-политбюрошник Кирилл Мазуров. Некогда влиятельный брежневец, организатор интервенции в Чехословакию. Но при Горбачёве — всего лишь председатель Всесоюзного совета ветеранов. В этом качестве служил рупором советско-консервативного духоскрепия.
Кирилл Мазуров
За полгода до своей смерти 75-летний Мазуров презентировал ветеранскую программу — "Привлечение молодёжи к общественно-полезному труду". Чем не стратегия молодёжной политики? "Дезактуализация духовно-нравственных ценностей в молодёжной среде, правовой нигилизм, экспансия западного образа жизни", — тревожатся сейчас Путин с Мишустиным. "Слоняются по улицам, заткнув уши рок-музыкой, бренчат на гитарах, дерутся стенка на стенку. Появились не только идеи, складываются структуры, ратующие даже за многопартийность. Получим разгул анархизма", — предупреждал Мазуров тридцать пять лет назад.
Круг за кругом. То государство держалось мощнее. Но тот цикл у всех на памяти. Что, неправ был Кирилл Трофимович? Сложились структуры. Устроили разгул. И не последнюю роль сыграли те, кто стенка на стенку. Из солидарности. И по заветам великой русской культуры.
Вспоминается давняя советская поговорка: "Коммунистическая мораль — мораль коллективистская. Главный принцип: больше трёх не собираться". Мудро сказано в дискуссионном паблике: советский тоталитаризм был крайне индивидуалистичен, не зря период его расцвета назван "культ личности".
Экзистенциальной задачей сталинских репрессий был разгромный разрыв всех и всяческих общественных связей. Уничтожение любой коллективной альтернативы. Тотальная изоляция личности. Атомизация в безнадёге. С принудительным зачислением в псевдообщность и индивидуальным подключением каждого к системе административно-репрессивного контроля.
Это удалось. "Тебя не гребут — ты не подмахивай".
Солидаризм по сей день весьма непопулярен в России. Чем и пользуется режим в своих стратегиях и тактиках.
"Крайне неоднозначная идеология с очень высокой вероятностью перехода к фашизму. Общий смысл солидаризма в любом его прочтении заключается в том, что различия между разными людьми, группами и социальными стратами признаются менее значимыми, чем какие-то общие ценности (которые могут быть и навязанными, в том числе и через насилие). Установка на солидаризм в конкретных российских условиях сегодня означает ставку на фашизм", — резюмирует Эль Мюрид. Если бы всё было так просто. Если бы фашизм в самом деле был так позитивен.
Подобно иным политическим идеям современности, солидаризм кристаллизовался Великой Французской революцией. "Свобода, Равенство, Собственность" — триада 1789 года. Мирабо и Лафайету этого было достаточно. Но настал 1793-й, увековеченный в романе Гюго. "Свобода, Равенство, Братство!" — провозгласил Робеспьер. Братство — та же солидарность. Новая ступень революции. Во имя победы якобинцы добавили: "Или смерть!" Иначе бы новой Франции не выстоять. А так выстояла и победила.
Таков был первый солидаризм. "Враг за пределами страны. — Враг внутри страны. — Успокойтесь, враг повсюду".
Но вообще-то суть солидаризма не в насильственном принуждении к общим ценностям, а в мирном поиске объединяющих начал. Через общность интересов и человеческую взаимовыручку. Так, во всяком случае, формулировали основатели — Пьер Леру и Леон Буржуа. Демократический строй, справедливые налоги, социальные программы, моральная терпимость, дружелюбный диалог — всё это принципы изначального солидаризма.
В реал они претворялись профсоюзами, кооперативами, иными социальными объединениями. Политически солидаристами выступали анархо-синдикалисты и христианские демократы, прежде всего католические. Итальянская народная партия Луиджи Стурцо формировала "белые синдикаты" — в противовес "красным" и "чёрным". Но победили чёрные.
Луиджи Струцо
От фашистского корпоративизма Муссолини, от немецких фрайкоров и штурмового братства, от штадлеровской Антибольшевистской лиги закрепилась в солидаризме тенденция, которую фиксирует Эль Мюрид. Хотя никогда не преобладала. Потому что необратимо подрывалась муссолиниевским же культом государства.
Зато солидаристские принципы органично укоренены в программах социальной и христианской демократии. Институты согласования интересов, структуры взаимной поддержки, ценностное единение в дружбе и достоинстве. На новый уровень подняла концепцию польская "Солидарность" своей борьбой и победой: "Солидарность" как массовая организация трудящихся является также движением нравственного возрождения нации".
Вот что есть солидаризм. Если не зачитываться Мишустиным или Зорькиным. Которые Стурцо от Муссолини вряд ли отличат.
Но, кто бы спорил, есть и солидаризм ультраправых. Солидаризм ВАКЛ и АБН, Фаланги и Нацавангарда. Антикоммунистический таран Холодной войны."Нас тринадцать человек. Приближаются две тысячи коммунистов. Мы стоим плечом к плечу, с палками в руках. Бурлящая кровь. Усмешка на лице старшего. И вот — противники останавливаются, в ужасе пятятся, и в них летят камни… Ваш поэт Владимир Маяковский умел передать такую атмосферу", — рассказывал российскому изданию итальянский анархо-фашист, философ и писатель Марио Мерлино. "Старший" — это Стефано Делле Кьяйе, с его принципом "Нужно быть нужным". Уж куда солидарнее. Братство — значит, братство.
Для России сегодня актуален, пожалуй, именно такой солидаризм. Адекватный задачам сопротивления. Даже в тех нередких случаях, когда антивластная, контррежимная солидарность "глубинного народа" консолидируется в социальной тени. Группируется во внеправовых сообществах. Что ни говори, это коллективы. Эгоистичные же мотивы к сопротивлению ныне не ведут. Слишком много возникает вопросов "а что я буду иметь?". Такого рода побуждения скорее толкают в путиноидный лагерь.
Даже если не так уж прямо. Александр Скобов, которого давно не приходится где-либо представлять, пишет из сыктывкарского СИЗО об "идеологии "новой гуманитарности"."Она предполагает, что противостояние лжи и насилию не стоит того, чтобы ради него терпеть неудобства. Избавление человека от любых неудобств — высшая ценность. Всем остальным можно пожертвовать. Результат распространения этой идеологии — растущая неспособность дать отпор злой, агрессивной силе".
Отпор может быть только совместным. Значит, солидарным. По Владимиру Буковскому: "Не задавая вопросов, сразу встанут рядом". Из солидаризма хотя бы.
Сам Александр Валерьевич, решительно отторгающий "архаику", со многим не согласится. Для Скобова и его единомышленников неприемлем "солидаризм стаи", "солидаризм братвы". Но архаика во многом непреходяща. Отстаивание свободы и права — явление по-своему архаичное. Ибо универсальное для времён. Стародавняя архаика солидарности была освободительным стимулом. "Вера, честь, родство" — как у албанских или румынских антикоммунистических партизан. Как у тех же тамбовских антоновцев: "Мы бессмертны. До свиданья".
Александр Солженицын верно отмечал в "Архипелаге ГУЛАГ": худшим преступлением против себя режим считал объединение без начальственного приказа. "Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению… Участие в организации, образованной для подготовки или совершения…" — 11-й пункт 58-й статьи гарантированно утяжелял состав до высшей меры включительно. Именно солидарность ставилась вне закона и преследовалась вплоть до расстрела.
Естественно: сопротивление режиму было жёстко солидарным. Два с половиной миллиона человек сплотились в вооружённой борьбе с режимом. Индивидуалистично не получилось бы. Требовались именно "какие-то общие ценности". В какой-то мере даже "навязанные через насилие".
Российский солидаризм развивался в принципе теми же витками, что западноевропейский. Лев Тихомиров — народоволец и монархист, идеолог рабочих общин. Георгий Гинс — колчаковский управделами, идеолог социального предпринимательства. Александр Шляпников — практик революционного подполья, идеолог "рабочей оппозиции", синдикализма в большевизме. Александр Антонов — повстанческий вожак, человек-символ русской воли. Неожиданный подбор имён. Однако адекватный для темы.
Систематизированный солидаризм по-русски представлен в доктрине Народно-трудового союза. Особенно в изначальной, корпоративистской версии. "Солидарность создаёт органическую устойчивость общественных образований. Солидарность первичнее борьбы. Сама борьба не могла бы иметь места без солидарности внутри борющихся групп. Личность существует не одна и живёт не только для себя. Но общество не может отказать человеку в величайшем из земных благ — свободе. Солидаризм утверждает свободу, но устраняет анархию и эксплуатацию. Солидаризм утверждает общность, но устраняет насилие и подчинение" — из программы НТС 1951 года.
Самое то для медвепутов. Прочитать они в состоянии?
В той же программе сказано: "Верховной ценностью тоталитаризма является абсолютное властвование, означающее подавление какой бы то ни было свободы. Негативное по самому замыслу, такое властвование ужасает, отталкивает человека и не может быть объявлено ему открыто. Поэтому лицемерие и ложь суть конститутивные черты коммунизма и фашизма".
Путинизм ближе всех предшественников подошёл к открытому объявлению, к откровенному культу грязи и мрази. Но всё же неспособен расчехлиться до конца. Отсюда трёп про "солидарность". Очередная подлянка, напёрсточная подмена. Из серии "назвали фашисты фашистами нас".
Солидарность — ужас путинизма. Солидаризм — его смертельный враг. Эта сила только и способна покончить с правящей гнусью. Нельзя вестись за словесными мухлёвками врага. "Братство людей, которых объединил огонь борьбы", — определяет себя Легион "Свобода России".
…А спорившие социал-демократы вскоре разошлись. Один ушёл в частные исследования на платформе либерализма. Другой примкнул к НТС, потом к теневому сообществу, дальше — к "русско-бандеровскому" подполью. Кто каким путём двинул, догадаться можно.