В этот день восемьдесят четыре года назад, 16 июня 1940 года, помощники премьер-министров Англии и Франции составили двухстраничный документ, который объединял две страны в одну, "неразделимый союз". Военный кабинет Черчилля успел одобрить его, гарантировав поддержку в парламенте. Премьер Рейно должен был собрать депутатов французского парламента на следующий день в Бордо, но на следующий день произошел военный переворот. Захватив власть, военные сдались Гитлеру.
Контекст безумной попытки объединить Францию и Англию в одну страну был такой. До мая 1940 года они был в состоянии войны с нацистской Германией, но не вели активных боевых действий. В мае немцы начали атаку на Бельгию, Голландию и Францию и мгновенно разгромили их. Чудо спасло английский экспедиционный корпус в Дюнкерке. Французское правительство готово было продолжать сопротивление, но французские военные нет. Чтобы сдаться, фактически, без боя, они захватили власть, отстранив от неё гражданских. В итоге некоторые гражданские министры погибли в ходе подпольного сопротивления, а верховный главнокомандующий стал, после войны, звездой радиошоу, рассказывая как безнадёжно было сопротивление Гитлеру.
Some chicken, some neck. Англия выстояла год против Гитлера одна, готовясь в какой-то момент перенести столицу в колонии своей империи, если метрополия будет оккупирована. Через год, не сумев высадиться в Британию, Гитлер напал на СССР, который до этого был, скорее, его союзником - во всяком случае, по разделу Польши.
Смысл соглашения 1940 года был в том, чтобы сохранить Францию, её флот и её колониальные армии в войне против фашистов. Отчасти так и получилось, даже и без объединения.
Маршал Петэн, совершивший переворот и сдавший страну Гитлеру, был приговорен к смертной казни, но помилован по старости. Его премьер-министр Лаваль был казнён за предательство и сотрудничество с нацистами.
Помощники Черчилля и Рейно, написавшие на коленке план вечного объединения Англии и Франции в июне 1940 года, пережили войну и написали ещё несколько планов объединения Европы. Часть из подготовленных ими документов пригодилась при создании первых структур Евросоюза.
! Орфография и стилистика автора сохранены