Вадим Бектемиров с дочерью. Фото: Сrimean-solidarity.org
  • 09-06-2021 (15:20)

Политзаключённым признан религиозный деятель из аннексированного Крыма

update: 09-06-2021 (15:58)

Правозащитный центр "Мемориал" (ПЦ) признал крымского татарина, филолога и религиозного деятеля 39-летнего Вадима Бектемирова политическим заключённым: его преследуют в связи с ненасильственным осуществлением права на свободу совести, вероисповедания и ассоциаций. Он лишён свободы при отсутствии состава преступления, с целью прекращения его религиозной деятельности и подавления гражданской активности жителей аннексированного Крыма, сообщил 9 июня ПЦ Каспаров.Ru.

В июле 2020 года силовики провели обыски в домах мусульман в разных районах Крыма. Шесть человек, включая Бектемирова, оказались в СИЗО, один — под домашним арестом. 26 мая 2021 года дело Бектемирова начал рассматривать Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону. Вадим обвиняется в участии в деятельности террористической организации. По ч. 2 ст. 205.5 УК РФ ему грозит до 20 лет лишения свободы.

Обвинение против Бектемирова сводится к доказательствам его участия исламистской партии "Хизб ут-Тахрир" (ХТ), признанной в РФ террористической.

В обвинении приведены показания двух засекреченных свидетелей, которые утверждают, что с 2015 по 2018 год Бектемиров водил их на конспиративные собрания ХТ в Симферополе, где обсуждали необходимость следования идеям ХТ, привлечения в неё сторонников, проведения разъяснительных бесед в мечетях, а также затрагивали вопросы притеснения мусульман в Крыму. В материалах дела упоминается видеозапись, на которой Бектемиров в апреле 2015 года якобы пропагандировал идеи ХТ перед "присутствующими в помещении людьми".

По теме
Смотрите также
Текущие события
НОВОСТИ

Ещё одним доказательством вины, по мнению следствия, служит список исламистской литературы, изъятый у него дома при обыске.

Бектемиров — выпускник факультета арабского языка и литературы университета Аль-Джинан в Ливане. До ареста он работал переводчиком. У Вадима трое детей, один родился, когда он был в СИЗО. Отец Вадима умер от сердечного приступа после ареста сына.

На первом судебном заседании 26 мая Вадим заявил: "Я всего лишь исповедовал свою религию, поэтому оказался здесь. Это продолжение того геноцида, который начался при Сталине. Это репрессии против моего народа. Моё задержание связано исключительно с тем, что я мусульманин и крымский татарин".

ПЦ считает, что преследование реальных и предполагаемых членов ХТ в РФ поставлено на поток.

Факта участия в деятельности организации достаточно для осуждения за терроризм. Бектемирову не вменяют подготовку или осуществление теракта, озвучивание угроз и призывов к насилию, а обвиняют в участии в собраниях верующих и приглашении на них новых людей, обсуждении религиозных тем, чтении исламской литературы.

ПЦ считает необоснованным решение Верховного суда РФ (ВС) от 2003 года, которым ХТ признана террористической организацией. В мотивировочной части нет доказательств террористической направленности деятельности ХТ, ни одного факта совершения или подготовки участниками организации терактов.

Решение ВС привело к упрощению процедуры расследования "террористических" дел, связанных с ХТ, когда не надо доказывать совершение или подготовку теракта. Этим пользуются российские силовики, искусственно завышая статистику раскрываемости террористических преступлений.

В аннексированном Крыму преследование членов ХТ выполняет ещё одну задачу: подавление исторически нелояльной группы — крымских татар

(за редкими исключениями все фигуранты дел об участии в ХТ относятся к этой этнической группе). В 2014 году они негативно восприняли аннексию полуострова и с тех пор подвергаются гонениям. В Украине ХТ вела свою деятельность в Крыму легально.

Помочь политзаключенным можно перечислением на ЮMoney 410011205892134 и карту Сбербанка № 5469 3800 7023 2177 Фонда помощи политзаключённым.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 05-11-2024 (14:18)

Губернатор Коми объявил об отставке

  • 05-11-2024 (13:00)

В Кремле заявили, что выборы президента Молдовы "нельзя назвать ни демократическими, ни честными"