Давайте я немного проведу политинформацию по самому важному, что волнует сейчас всех – по ситуации противостояния в Сирии. Сразу предупрежу, что это лишь мои размышления и наблюдения за общедоступными новостями, не более того, так что не буду настаивать на их однозначности и рада буду на поднятые вопросы подискутировать.
Итак, почему тема Сирии так актуальна для всего мира? Конечно, из-за прямого военного противостояния там двух ядерных держав – США и РФ, которое пугает. Но не только и не столько этим на самом деле.
А, во-первых, тем, что эта история изменяет чуть ли не моговековой миропорядок и ставит вопрос, который давно назрел, но на таком уровне еще не поднимался: что важнее – права людей или права государства? Сейчас объясню, о чем идет речь. Путин защищает режим Асада, ссылаясь на свою любимую фишку – легитимность. Мол, Асад - единственный легитимный глава Сирии, и все тут. Противники Асада, в которые входит большая часть цивилизованного человечества, включая мусульманские страны, считают, что не может быть легитимным правитель, убивший миллионы своих граждан и продолжающий убивать массово самыми отвратительными способами. Вот это очень важный момент, практически №1 для понимания. Это вопрос, который сильно меняет миропорядок.
Ведь ранее правда считалось, что любой диктатор может делать с гражданами управляемой им страны что угодно – это его внутреннее дело, если мировое сообщество признает его легитимным, а он создал видимость легитимности своего правления, даже если это произошло либо путем фиктивных выборов, либо при передаче власти по наследству (как случилось в Сирии), либо путем военных переворотов и революций. В общем, неважно, откуда у него право управления страной, но с момента признания его легитимности мировым сообществом он не ограничен практически в свой власти над гражданами, потому что это его внутренние дела и никого не касаются. Особенно, если диктатор создает впечатление массовой поддержки населением себя любимого (а они все так делают).
Мировое сообщество в ООН может конечно повозмущаться репрессиями, даже принять какие-то решения в ЕСПЧ и пр. Но по сути больше ни на что не имеет право. Так считает, например, Путин.
Западные демократии придерживаются несколько другого мнения – там считают, что если народ подтвердил свое недовольство режимом путем активного сопротивления, то имеет на это все права, а они могут поддерживать тех, кто сопротивляется в индивидуально-личном, общественном или государственном даже порядке. Путин, кстати, тоже пытается использовать это, но довольно неуклюже, как мы видим, выдавая свою двойственность, что не может считаться ничем кроме личной выгоды, а не политической позиции.
В общем, тема важная и интересная, но сейчас возник новый прецедент – могут ли сами другие страны объявить нелигитимным сумасшедшего диктатора за его преступления против своего народа?
Конечно, Путину и подобным ему такая точка зрения совсем не нравится. В результате, пока общепринятых правил в этом смысле нет, механизм общемировой демократии (мировой думы, рады, конгресса) в лице ООН перестал нормально функционировать и не может принять решений, даже если в этих решениях заинтересован и с ними согласен весь мир, кроме одного диктатора с правом вето в совбезе ООН. Ну, а раз он не работает, то страны сами начали объединяться в коалиции и принимать решения, что делать с сумасшедшим диктатором из Сирии.
Ситуация эта возникает в мире не впервые, за последние десятилетия мы видели ее не раз и можем даже уже предположить по прошлым примерам, чем она и сейчас закончится. И вот тут важнейший момент, который Путин не способен и не хочет учитывать вообще – это общемировое общественное мнение. Он, конечно, пытается им манипулировать очень активно, но при этом совсем не хочет, чтобы оно имело какие-то права. Потому манипулирует он всегда в попытках показать, что оно не однозначно и, значит, неважно. Но сейчас снова на его манипуляции никто не повелся и настроено это мировое общественное мнение довольно сильно против Асада. И уже не первый год.
Итак – если Асада объявлять нелегитимным и убирать его из Сирии, даже при условии, что нет общеприемлемых для всей территории Сирии других лидеров, то это будет прецедент. Но не первый, уж прямо скажем. Но важный для всего мира именно тем, что Асад-то не является по большей части угрозой никому, кроме граждан собственной страны. Т.е. старый институт вседозволенности и неограниченности власти над собственным народом будет разрушен. И это будет тогда уже совершенно новый мир.
Но вернемся к противостоянию. Это еще и первая в мире твиттер-война, можно сказать. С того момента, как президент США Дональд Трамп сообщил, что будет мочить "животное" (которое, в отличии от Ким Чен Ина не хочет с ним играть в информационную перебранку на потеху всему миру и затихло, вместо Асада в информационную перебранку вступила РФ). Дональд показал, что инструментами военного шантажа он владеет гораздо эффективней Путина и под этот шум не только организовал военную коалицию против Асада (в которую официально сейчас входит Великобритания, но, скорее всего, войдет и Франция, отдельно Израиль, видимо, поддержит, выступая против своего давнего врага и почти единственного, кроме Путина, партнера Асада – Ирана).
Мало того, за время этой условной твиттер-войны без единого выстрела союзники Асада сильно поменяли свою ранее очень воинственную позицию и явно оставляют его по сути один на один с коалицией, созданной Трампом. Т.е. практически союзники его уже сдали, и, если он сбежит и тем самым отречется от своих прав, то кричать про его легитимность, а точнее, всхлипывать, будет только Путин.
Но пока о бегстве Асада, хоть неофициально уже дважды объявлялось, но официально ничего не известно, и потому угроза военного конфликта продолжает существовать.
Так же непонятна судьба Сирии как государства после его бегства. В РФ бытует представление, что страна перестанет существовать. Но я на самом деле не вижу такого развития событий. Как только Асад уйдет, государство будет явно переформировано, но вполне, при определенных условиях, может остаться в своих прошлых границах. Тем более мировое сообщество очень не любит сейчас изменений границ. А понятие "граница" – это очень важно отдельно указать, т.к. в РФ никак не могут воспринять – это понятие внешнее, а вовсе не внутреннее. Т.е. границами государства считается не то, что оно считает таковыми, а то, что согласны таковыми считать все остальные страны, кроме этого государства. И в первую очередь, конечно, легитимность границ сейчас утверждается и определяется тем самым мировым конгрессом – ООН.
В общем, Путин может сколько угодно о чем-то шушукаться с Эрдоганом и Ираном, о чем-то договариваться по разделу территорий – все это не имеет значения: как ООН решит теперь, после Асада (а его считай нет), так и будет.
Теперь по противостоянию США и РФ в Сирии. Сейчас уже, как я писала выше, агрессивная риторика явно поутихла, и РФ уже говорит, что будет защищать только свои военные базы и россиян в Сирии, а не сирийскую армию и Асада. Хотя до этого и поступали угрозы сбивать ракеты коалиции и даже уничтожать точки, откуда они прилетели – т.е. угрозы уже против военных кораблей США и Великобритании. Но во-первых, асадиты сейчас активно завозят свою военную технику на территорию российских военных баз и своих военных, т.к. Израиль им не дал вывести армию и технику в Иран на время ракетных ударов. В связи с этим сегодня утром военные самолеты США провели разведку над российскими военными базами в Сирии. Пока неизвестно, что они там увидели и как коалиция отреагирует на увиденное. Пока что в целях ракетных ударов, официально объявленных, конечно, нет баз РФ. Там, вроде бы, пара аэродромов, пара сирийских военных баз и какая-то химическая лаборатория, ну и еще что-то. Вот это последние новости.
А сегодня, в пятницу 13 апреля состоится очередной, открытый совбез ООН по ситуации в Сирии. Скорее всего, резолюцию снова принять не удастся и, поскольку военная коалиция уже сформирована, то возможно, нам опять ночью не спать, а ждать – будет ли удар, ответит ли РФ, если ответит то как.
Ну что ж сделать – придется пока находиться в напряжении всему миру. Потому что спорят так резко и активно между собой ядерные державы и довольно импульсивные лидеры, а потому ванговать особо нет возможности, будем лучше просто молиться – кто иконам, кто другим символам своей веры, а кто и твиттер-ленте.
Что же в итоге мы имеем:
- Противостояние и напряжение ("Карибский кризис" – 2.0) пока еще не спало и не известно чем закончится.
- В мире явно назрел вопрос, что важнее – права людей или права государства, в первую очередь потому, что государства перестали являться главными и единственными защитниками прав своих граждан и даже пытаться претендовать на это.
- А вот существующие территориальные границы государств наоборот мир устраивают и менять их никто не хочет, кроме пары-тройки воинствующих диктаторов, неспособных даже логично убедить весь мир в этой необходимости.
- Противостояние в Сирии принесло нам первую в мире войну, практически проведенную и выигранную в твиттере, что показывает, какую уже надгосударственную и политически весомую роль стали играть социальные сети. И это тоже придется скоро учитывать всему миру.
Такая вот получилась у меня политинформация. Спасибо тем кто прочитал, еще большее – тем кому понравилось!
! Орфография и стилистика автора сохранены