Неправительственная организация "Трансперенси Интернешнл" подготовила юбилейный, 20 выпуск "Индекса восприятия коррупции" во всем мире за 2014 год. Россия вновь, как и годом ранее, не смогла улучшить свое положение и опустилась с 127-го на 136-е место. Мы оказались в хвосте рейтинга, с нами на одной позиции находятся Иран, Киргизия, Ливан и Нигерия.
При составлении индекса восприятия коррупции страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий. В этом году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году).
Первые три места в рейтинге заняли Дания (92 балла), Новая Зеландия (91 балл) и Финляндия (89 баллов). Аутсайдерами оказались Северная Корея и Сомали (заработали по восемь баллов).
Среди стран бывшего СССР наивысший балл набрала Грузия (52 балла), наименьший — Туркменистан (17 баллов).
По словам гендиректора центра "Трансперенси Интернешнл" Антона Поминова, их исследование не стоит воспринимать как уровень состояния коррупции в той или иной стране. Эксперты измеряют не уровень коррупции как таковой, а степень ее восприятия предпринимателями, аналитиками по оценке коммерческих рисков и специалистами из различных международных организаций.
"Коррупция — это латентное явление, и его невозможно полностью измерить", — считает эксперт.
На презентации рейтинга представители "Трансперенси Интернешнл" назвали главной проблемой России недостаток прозрачности в государственной системе, а также слишком слабый общественный контроль. Как уточнил Поминов, в последние годы в регионах общественность стала меньше проявлять инициативу в борьбе с коррупцией и это связано в первую очередь со сложными взаимоотношениями между государством и гражданским обществом. Последние инициативы властей не дают возможности разным активистам вести свою деятельность в области противодействия коррупции, полагает Поминов.
"Последнее дело с Навальным явно мешает тому, чтобы в регионах создавались "маленькие Навальные".
На собрании в одном из университетов студенты нам заявили, что не хотят заниматься известными у них в регионе антикоррупционными делами, из-за которых у них могут возникнуть проблемы", — отметил эксперт.
В 2005 году, как отмечают эксперты, было небольшое ожидание на улучшение ситуации, был принят ряд антикоррупционных инициатив, но никаких кардинальных подвижек не было замечено.
"Мы просто топчемся на месте и не движемся. Принимаем новые законы, и ничего не меняется.
Это связано с тем, что у нас нет политической воли, чтобы сдвинуться с места, — предположила председатель правления центра "Трансперенси Интернешнл" Елена Панфилова. — Тут нам придется гадать, почему нет этой воли, может быть масса версий".
При этом, как добавила Панфилова, российское антикоррупционное законодательство — одно из самых неплохих в Европе. Однако лишь небольшая часть этих инициатив применяется, и используются они избирательно. Объемы и масштабы коррупции намного больше, чем это указывается в отчетах государственных ведомств, недоумевают эксперты "Трансперенси Интернешнл".
По их данным, в России многие соглашаются, что у нас уровень коррупции высокий, но "нам так не нравится, на каком месте мы находимся". В целом, по оценке "Трансперенси Интернешнл", коррупция в России воспринимается как серьезная проблема. По мнению экспертов, на протяжении последних лет в России неизменными остаются одни и те же проблемы: коррупционные дела стагнируют, международное сотрудничество по противодействию коррупции находится на низком уровне, происходит давление на НКО и независимые СМИ, реализация крупных государственных проектов проводится непрозрачно для общества.
"Пока государство не доведет крупные антикоррупционные дела до конца, говорить о серьезности их заявлений не приходится", — уверен Поминов.
Для роста рейтинга России "Трансперенси Интернешнл" предлагает ввести жесткий контроль за реализацией антикоррупционных инициатив властей с созданием четкой отчетности, следственным органам заниматься расследованием крупных коррупционных преступлений, а не делать статистику на мелких. Кроме этого, властям необходимо усилить международное сотрудничество для выявления скрытых активов и наконец отменить законы, регулирующие НКО и независимые СМИ.