То, что эта штука наполняет душу ненавистью, и поэтому в "патриотизме" нет ни грана любви, а есть только ненависть, известно давно. "Патриот" не любит. Он ненавидит. Не любит в том числе и своих людей, свою страну. Не этим он живет. Он живет ненавистью к врагам – к тем, на кого ему указали как на врагов, реже – к тем, о ком он сам додумался, что они – враги. Но разрушительное действие "патриотизма" на душу с ненависти только начинается.
Ненависть искажает картину мира и способы оценки действительности. Это естественно, так как ненависть сужает сознание: человек видит мир, как бы через длинную трубку. Поэтому сколько ни говори ему про Фому, он все равно сведет разговор на Ерему. Он полностью отождествлен с собой и поэтому себя видеть не может. Видит он только врага. И видит его через прицел (увы – часто в буквальном смысле). Ты можешь бесконечно ставить перед ним зеркало – он не сможет в него смотреться. Его самого в его мире нет. Он сам – это точка, из которой он видит враждебный мир. И в этом отношении "Зато Крым наш" – реакция совершенно естественная: есть мы, есть враги (остальной мир, начиная с Украины), мы уменьшили размер врага (что увеличили свой – это здесь уже и не важно), о чем же еще говорить?
Но и это не все. Оказывается, что в таком состоянии не возможны ни художественное творчество, ни сколько-нибудь состоятельная мыслительная деятельность. Иначе говоря – "патриотизм" убивает талант. Навсегда или не навсегда – это зависит от того, как быстро человеку удается подняться над своим "патриотизмом".
Примеры здесь можно приводить бесконечно. В разные времена эта болезнь накрывала и самых великих из наших художников. Но великие – они на то и великие, чтобы не давать себя накрыть. Они среди прочего и чувствительны очень – чувствуют, ЧТО происходит с ними и чем происходящее грозит их самому большому достоянию – способности творить. А те, кто не такие великие, подобной зрячестью-осторожностью не отличаются. И уходят в этот грязевой поток с головой.
Вот такие строчки написались у одной поэтессы в связи с последними событиями: "преступлением" Макаревича и травлей, которую ему устроили охотнорядцы: "К нам в Холуево приезжает бард со смаком, А Холуево разгромила хунтовня, Для счастья полного ей нужен гоп со смыком, И марафет она наводит за три дня!" И так далее: сплошная "хунтовня" (не подумайте чего-то другого) через строчку.
Это не какая-нибудь оторва из нынешних. Очень почтенная поэтесса советского времени. Сколько помню – в особых подлостях не замеченная. На ее стихи были написаны несколько славных детских песенок. Талант, конечно, не ахматовской силы. Но не бездарность. Что же произошло с человеком? Почему теперь из ее души льется эта "хунтовня", и – только хунтовня? Почему качество самих стихов опустилось до уровня, когда стихи перестают быть стихами?
А вот именно это и произошло. Высохла душа. Иссушила ее ненависть, назвавшая себя, чтоб было не стыдно, "патриотизмом". "Хунтовня", "холуево" (слышите вокруг чего крутится этот образный ряд?), "гоп", "смык", "марафет", "клево" – вот и весь словарный запас. Вполне себе тюремный. У человека из совершенно иного, не тюремного мира.
Вот это она и есть – плата художника за "патриотизм". На самом деле – за предательство. И родины, и, главное, себя.
Хотите других примеров? Вы легко найдете их сами. Наше время очень "патриотично".
Только не говорите мне про поэзию Отечественной войны. Там был совсем иной патриотизм – патриотизм без кавычек.
В чем отличие? Патриот следует своей совести. А "патриот" пытается ее заткнуть, не слышать. И вместе с каналом совести перекрывает другой жизненно важный для художника канал – канал вдохновения. Именно поэтому они и несовместны – гений и злодейство.
! Орфография и стилистика автора сохранены