Тезис о том, что нынешний бандитский российский режим доживает последние месяцы, кажется, уже не нуждается в обосновании. Однако это вовсе не гарантирует, что следующий за ним режим будет лучше. Что ни на какой диалог о передаче власти держащие ее идти не намерены, они уже продемонстрировали. Следовательно, отнять ее можно только силой. Но это означает создание нового силового режима, что для оппозиции неприемлемо.
Выход из этой дилеммы уже предлагался Андреем Пионтковским. Речь о Дорожной карте переходного периода (ДКПП). К сожалению, у нее есть серьезный недостаток — нереализуемость. Ведь главной движущей силой этого процесса со стороны оппозиции должен был стать Координационный совет, неспособность которого к исполнению этой роли давно очевидна.
Что же может делать в сложившихся обстоятельствах оппозиция? Начну с худшего из вариантов. Он, несомненно, заключается в том, чтобы не делать ничего. Или, что то же самое, заниматься своими внутренними и межфракционными разборками и взаимными обвинениями. Любое совместное действие оппозиции, даже ошибочное, было бы лучше. И все-таки попытаюсь представить некоторые соображения о том, что мы могли бы предпринять.
Согласен с тем, как Андрей Андреевич определяет условие начала переходного процесса (ПП): раскол "элит" + 100 000 протестующих на улице. На то, чтобы запустить этот процесс без такого раскола (для этого протестующих понадобилось бы на порядок больше), у нас пока нет ни сил, ни ресурсов. Однако между "раскольниками" и "протестантами" должно быть некое согласие, иначе ничего не получится. О возможных условиях такого согласия я и постараюсь порассуждать.
Напомню, что при разделе послевоенной Европы, когда речь зашла об учете позиции Папы Римского, Сталин спросил: "А сколько у него дивизий?" Вряд ли от Путина и от тех, кто попытается его сместить, следует ожидать меньшей степени цинизма.
Прежде чем выдвигать какие-то условия, предлагаю подумать, чем они будут подкреплены.
На сегодняшний день нам их подкрепить практически нечем. И если от одних лишь протестов (это единственное, что у нас пока получается делать вместе) мы не перейдем к более конструктивной деятельности, то все останется по-прежнему. Поэтому полагаю, что ДКПП должна начинаться не с дня отставки Путина (тогда начинать что-либо будет поздно), а гораздо раньше — с дня сегодняшнего, еще вернее — с вчерашнего. И действовать надо по двум направлениям: работа с предполагаемыми "раскольниками" и с предполагаемыми "протестантами".
Работа с "протестантами"
На этом направлении мы, по всей видимости, уже изрядно опаздываем, надо догонять. И суть этой работы в том, чтобы уже сегодня создавать те структуры и институты, которые в случае падения власти смогут взять на себя функции поддержания основ правопорядка. Возможности наши в этом деле весьма ограничены, но кое-что сделать можно. Ключевыми институтами здесь являются полиция и суд.
Начнем с полиции. Создавать свою полицию мы, к сожалению, не можем. Это дало бы повод обвинить нас в "создании незаконных вооруженных формирований". Но мы можем создать народную дружину. Против того, чтобы граждане в свободное время на добровольной основе патрулировали улицы своего района, "властям" возразить нечего. Это будет лишь помощь полиции в обнаружении всевозможных безобразий. Когда эта работа будет налажена, можно будет создать штаб (штабы) народной дружины. Они смогут помогать дружинникам независимо от полиции решать сложные ситуации: направлять в конфликтные точки адвокатов, скорую, дополнительных дружинников и т. п. В дальнейшем можно будет обеспечить дружинников средствами видеонаблюдения, а также незапрещенными средствами самообороны.
С такими отрядами в два-три человека и мощной поддержкой онлайн придется считаться и полиции, и прочим.
Подменять суд мы тоже не можем. Но законом предусмотрена возможность рассмотрения ряда дел в третейских судах, создаваемых по соглашению сторон. Такие суды мы создавать можем. Естественное — судиться в них будут лишь те, кто сам изъявит такое желание. Но важно, чтобы прецедент был и чтобы граждане видели и убеждались, что справедливый суд в России возможен и что он реально существует.
Работа с "раскольниками"
Чтобы вынудить "раскольников" поставить на место Путина приемлемого для нас человека, у нас на сегодняшний день нет никаких ресурсов. Если бы это удалось, было бы замечательно, но рассчитывать на это не следует. А вот предложить им условия, на которых мы можем оказать поддержку их кандидату при наличии уже действующей системы народных дружин и хотя бы одного суда, можно. Эти условия, по-моему, должны соответствовать следующим критериям:
- они должны быть выполнимы,
- они должны быть приемлемы для "раскольников",
- их должно быть немного (три максимум),
- они должны давать протестантам и вообще народу реальные рычаги влияния на власть.
В качестве таких условий я бы предложил три:
- легализация (продажи, покупки, изготовления и ношения при себе) всех видов оружия, кроме запрещенных международными договорами,
- перераспределение всех налоговых поступлений из федерального бюджета в местные (муниципальные и т. п.),
- гарантированный кусочек эфирного времени для представителей оппозиции на Первом канале в приличные часы.
Требования честных выборов, справедливого суда и т. д. не соответствуют первому критерию. Мы никогда не сможем доказать, что они это условие не выполнили. С оружием другое дело, здесь все бесспорно. И главное, что 100 000 человек, из которых хотя бы половина потенциально может иметь в кармане стволы, никакой ОМОН разгонять не станет.
Перераспределение налогов важно потому, что подорвет монополию "вертикали" на финансирование чего бы то ни было. Муниципалитеты смогут не просить более у центра подачек, а самостоятельно защищать свои интересы. В том числе создать свою муниципальную полицию и т. п.
Последнее же условие необходимо для того, чтобы регулярно знакомить широкую общественность с анализом текущих действий новой власти. Тогда, если они попытаются обмануть народ и повернуть дело совсем в другую сторону, все их махинации будут тотчас раскрыты.
И еще одна немаловажная деталь по данному направлению.
Для успешного диалога с "раскольниками" необходимо заранее подготовить проекты соответствующих законов и президентских указов (по пунктам 1 и 2), принятия которых мы от них потребуем.
Указов потому, что законы требуют ратификации парламентом, а что это удастся, не факт.
Итак, допустим, процесс пошел. Медведев отправлен в отставку. "Раскольники" выдвинули своего кандидата на место президента переходного периода (ППП). Что мы в этом случае сможем им предложить в обмен на нашу поддержку?
Дорожная карта переходного периода
- Издание декрета о нелегитимности всех представительных органов последнего созыва, немедленном их роспуске, отмене всех принятых ими законодательных актов (тем самым вся законодательная база возвращается к состоянию на момент их избрания) и временном введении прямого правления ППП.
- Введение прямого контроля представителями ППП (типа комиссаров) над деятельностью всех спецслужб. Наделение их исключительными правами доступа ко всем тайнам любого уровня секретности, а в исключительных случаях и правом раскрытия этих тайн.
- Преобразование народных дружин в народную милицию, наделение их необходимыми для этого правами и оснащение необходимой техникой. По мере создания в каждом муниципальном образовании органов народной милиции роспуск всех старых органов внутренних дел и жесткая люстрация всех, кто в них работал.
- Роспуск всех избирательных комиссий и формирование УИКов и ТИКов из местных активистов (только из проживающих на данной территории) (механизм формирования разработать).
- Немедленный роспуск всех судов и жесткая люстрация всех, кто в них работал. Выборы судей и формирование новых судов с единой (только территориальной) системой подсудности. В выборах судей должны иметь право участвовать все граждане (и только они), постоянно проживающие на территории, на которую распространяется власть данного суда.
- Регистрация всех политических партий (в том числе перерегистрация существующих) на основе поименных списков с личными подписями всех членов. Никто не должен состоять в двух и более партиях одновременно. Остальные препятствия к регистрации должны быть устранены.
- Формирование вышестоящих (субъектов Федерации и ЦИК) избиркомов на основании представлений ТИКов и политических партий.
- Избрание временных представительных органов переходного периода. Отмена прямого правления ППП.
- Принятие бюджета переходного периода.
- Создание парламентских комиссий по разработке проекта положения об Учредительном собрании, проекта новой Конституции, проекта нового Федеративного договора и проекта закона о выборах.
- Проведение в каждом субъекте Федерации (среди постоянно проживающих в нем граждан) референдума по вопросу: "Хотите ли Вы, чтобы [данный субъект Федерации] входил в состав Российской Федерации?"
- Принятие положения об Учредительном собрании.
- Проведение выборов в Учредительное собрание.
- Созыв Учредительного собрания. Отчет перед Учредительным собранием комиссаров по спецслужбам о проделанной работе.
- Принятие Учредительным собранием новой Конституции России, нового Федеративного договора и нового закона о выборах.
- Проведение новых выборов в соответствии с принятым законом.
- Почетная отставка ППП.
И наконец, о названии статьи
К сожалению, вынужден заключить, что и эта стратегия не более реалистична, чем та, что предложена Пионтковским. Дело в том, что она практически не учитывает действий противника. Все это можно было бы реализовать, если бы сторонники существующего режима, а это, в первую очередь, сотрудники спецслужб, ничего не предприняли, чтобы этому помешать. А это маловероятно.
Вряд ли они придумают нечто оригинальное. Но почти наверняка попробуют вновь отработать уже проверенный сценарий. И сценарий этот хорошо известен — с его помощью Путин пришел к власти. Сначала производится серия дерзких и кровавых террористических актов. В них обвиняют людей из некоего заранее выбранного региона. Этот регион объявляется цитаделью антироссийских сил. Все дальнейшее мы видели на примере Чечни: война на уничтожение народа, провокация местного населения на защитные меры, выявление из вожаков сопротивления самого отпетого головореза и назначение его гауляйтером региона. Но главная цель всего этого даже не покорение региона, а нагнетание страха по всей России.
10 лет назад им это удалось. Многие до сих пор считают чеченцев своими врагами и требуют их выселения. Если нам не удастся в ближайшее время достаточно убедительно развенчать все эти мифы и убедить народ, что их врагами являются не чеченцы, не гастарбайтеры, не казаки, а именно спецслужбы, шансов на освобождение России у нас, скорее всего, не останется.
Вы можете оставить свои комментарии здесь