Фемида не признала "иностранным агентом" АДЦ "Мемориал" и оставила без рассмотрения протесты прокуратуры.
В этой связи руководитель программ "Мемориала" Стефания Кулаева на встрече с журналистами в пресс-клубе "Зеленая лампа" напомнила, что еще год назад, во время обсуждения нового закона, всем здравомыслящим людям было ясно, что закон нелеп и выполняться не будет.
Госпожа Кулаева согласилась с тем, что некоторые некоммерческие организации действительно получают часть средств от доноров, находящихся вне России. По ее мнению, это совершенно естественно, поскольку, если организация занимается по роду своей деятельности критикой каких-то государственных структур, брать на это деньги от самих этих структур было бы безнравственным. Но и эти организации регистрироваться в качестве "иностранных агентов" не будут. По принципиальным и этическим причинам.
Продолжая тему, директор питерского "Мемориала" Ольга Абраменко рассказала о событиях, которые предшествовали возбуждению административного дела.
По ее словам, в марте нынешнего года в организацию нагрянула комиссия из пяти человек. В состав комиссии входили представители полиции, прокуратуры и даже МЧС и Роспотребнадзора. Проверяющие поначалу сказали, что их интересует исполнение закона по противодействию экстремизму. Но сотрудники "Мемориала" быстро поняли, что пришедшие господа просто ищут, к чему бы придраться. В частности, проверяли соответствие кабинетов нормам пожарной безопасности и санитарное состояние помещений. Чтобы ответить на все заданные вопросы мемориальцам пришлось представить проверяющим свыше трех тысяч копий различных документов.
Но даже этот впечатляющий бумажный массив не произвел нужного эффекта на строгих силовиков.
Итогом работы комиссии стало возбуждение двух административных дел за "отказ регистрироваться в качестве "иностранного агента".
Верхом цинизма наших "правоохранителей" стало то, что главным обвинением в адрес "Мемориала" они назвали тот факт, что в октябре 2012 года организация направила вполне официальный плановый отчет в Комитет ООН против пыток. В этом наши силовики, защищающие, понятное дело, вовсе не право, а устои режима, увидели "призывы к противостоянию действующей власти и государственным структурам". Хотя речь в документах шла лишь о рекомендациях соблюдать права человека, нормы российского и международного права.
Однако на этом этапе, казалось бы, не знающая жалости, бесчеловечная российская судебная система неожиданно дала сбой.
В мае мировой судья Ольга Глушанок приняла определение о возвращении административного материала по делу АДЦ "Мемориал", указав, что "представленные доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в постановлении об административном правонарушении".
Прокуратура немедленно подала протест на определение мирового судьи. На это ответили в Ленинском районном суде Санкт-Петербурга, где в последних числах июня оставили протест без удовлетворения. Таким образом, уже
второй петербургский суд признал действия прокуратуры нарушающими соответствующие нормы российского права.
Можно подумать, что в истории новейшего российского суда произошло неслыханное — правосудие стало на сторону правозащитников, то есть на сторону добра и справедливости.
Впрочем, адвокат Юрий Серов полагает, что судьи просто следовали букве и духу закона. В оформлении административных материалов были допущены многочисленные процессуальные нарушения, причем судья увидела противоречия в самой сути предъявляемых правозащитникам обвинений. По закону это определение уже невозможно было обжаловать.
По словам Юрия Серова, в этом случае у прокуратуры было всего два законных выхода — исправить обнаруженные нарушения или попросту закрыть дело. Но прокуратура избрала третий, абсурдный и незаконный вариант. Она обжаловала в вышестоящем суде определение, которое, как мы говорили выше, обжалованию не подлежало.
Этот протест даже не должен был рассматриваться, что сразу заметили в Ленинском районном суде. Судьи проявили юридическую грамотность и действовали в соответствии с законом. Теперь, по убеждению Юрия Серова,
в рамках данного материала у прокуратуры перспектив нет.
Однако юрист все же признался, что не будет удивлен, если события станут развиваться как-то иначе.
Его слова косвенно подтвердила представитель ЛГБТ-организации "Выход" Ольга Ленкова. В отношении этой организации события развивались не столь благополучно. Ей были предъявлены практически те же обвинения. Кроме того,
ЛБГТ-активистов обвинили в том, что в процессе обсуждения они выступали с критикой правительственного законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма.
Получается, что "гражданское общество" с точки зрения властей вообще не имеет права высказывать своего мнения и должно помалкивать в тряпочку. Или же это мнение должно полностью совпадать с тем, которое хотят услышать.
Более того, активистам намекнули, что некоммерческая организация может получать иностранное финансирование и даже активно заниматься политической деятельностью, но, если при этом она полностью поддерживает власть, никто не станет призывать ее регистрироваться в качестве "иностранного агента".
В итоге суд по делу ЛГБТ-организации "Выход" получился полной противоположностью суда по делу "Мемориала". Судья была на стороне обвинения, игнорировала доводы защиты.
Организация была приговорена к крупному штрафу, и теперь собирается обжаловать это решение.
Что же касается сотрудников "Мемориала", то они были приятно удивлены решением суда по своему делу. Но, как граждане России, прекрасно понимают, что успокаиваться рано.
Наша судебная система способна, как известно, преподнести немало сюрпризов. К сожалению, практика показывает, что большая часть из них отнюдь не приятные и, что самое главное, часто слабо соответствуют нормам действующего законодательства.
Юрий Гладыш
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter